Скрыпников Владимир Александрович — эксперт по охране труда, считает, что забота о безопасности труда для сотрудников является одной из главных задач каждого руководителя. Это ключевой момент в минимизации рисков травматизма. В помощь руководителям и внедряется СУОТ — система управления охраной труда. Владимир Александрович рассказал об этапах разработки данной системы, как внедрить ее на практике.
СУОТ основывается на следующих принципах:
· сохранение трудоспособности работающих на предприятии;
· страхование сотрудников от производственных несчастных случаев;
· осуществление реабилитационных мероприятий для пострадавших;
· оплата вредных условий труда, в виде компенсаций.
Основные мероприятия СУОТ
Данная система включает такие мероприятия, как:
· Правовые — это разработка в компании стандартов безопасности труда по существующим законодательным актам.
· Социально-экономические — это меры государственной стимуляции собственников компаний, которые побуждают их повышать технику безопасности труда. К ним относятся: соцстрахование, начисление компенсаций за профзаболевания и т.п.
· Санитарно-гигиенические — создание условий минимально снижающих опасные факторы.
· Лечебно-профилактические — организация регулярных медицинских осмотров.
· Реабилитационные — помощь в лечении и реабилитации пострадавших на производстве.
· Организационно-технические — к ним относится разработка СУОТ.
Ответственный за охрану труда (ОТ) на предприятии
Специалист по ОТ должен быть во всех предприятиях с численностью более 50 человек. Если такого специалиста на предприятии нет, то работодателю грозит штраф и административная ответственность. В небольших компаниях разрешается передать данные функции любому сотруднику, имеющими соответствующие знания и образование либо произвести его обучение.
Функции по охране труда также может выполнять:
· непосредственно руководитель;
· привлекаемый специалист из организации, оказывающей данные услуги.
Этапы создания СУОТ
Разработка включает ряд этапов, в следующей последовательности:
1. Создание положения о СУОТ, создание приказа и утверждение его.
2. Оценка профрисков соответствующими методиками.
3. Приобретение СИЗ- средств индивидуальной защиты, имеющих сертификацию, спецмашин и т.п. Список их зависит от специализации организации и определяется индивидуально.
4. Составление графика по выдаче СИЗ, осмотра и ремонта приборов и транспортных средств.
5. Спецоценка рабочих мест, целью которой является выявление вредных факторов.
6. Организация инструктажей по технике безопасности (ТБ), обучение всех трудящихся охране труда, выдача удостоверений, с обязательной выдачей удостоверения. Такое удостоверение должны иметь руководители всех отделов, цехов, смен, бригад и т.п.
7. Обучение методам оказания первой помощи. Руководящие работники проходят это обучение 1 раз в 36 года, а рабочие -1 раз в год.
8. Подготовка нормативных локальных документов по ТБ: инструкции для разных профессий, положения об обучении, приказы об аттестации и пр.
9. Контроль над соблюдением выпущенных приказов, инструкций, положений по ТБ.
10. Формирование отчётов проверяющим органам: сведения о травматизме, профзаболеваниях, компенсационных выплатах сотрудникам и др.
Организация охраны труда на предприятии
В целях ОТ на производстве, руководство обязано:
Ответственность за охрану труда
За нарушение требований ОТ ответственность несет руководитель компаний и ответственный сотрудник за ТБ. Существуют такие виды ответственности.
Итоги
Подводя итог, следует отметить, что при организации бизнеса, надо позаботиться о разработке СУОТ на производстве. Внедрение ее позволит сделать минимальным риск развития профзаболеваний и травматизма на предприятии. Этим самым сохранить здоровье и благополучие свое и персонала.