12 октября состоялось расширенное заседание комитета Государственной Думы по молодежной политике с участием представителей других комитетов Госдумы, Министерстватруда и социальной защиты, Министерства экономического развития, Генеральной прокуратуры, Агентства стратегических инициатив, Фонда гуманитарных проектов, региональных правительств, а также общероссийских детских и молодежных движений.
«Президент России на заседании Государственного совета по молодежной политике в конце прошлого года поручил принять меры по оптимизации трудоустройства несовершеннолетних истимулированию занятости молодежной. Наш комитет вместе с Правительством прорабатывал эту тему, — отметил председатель комитета Госдумы по молодежной политике, руководитель платформы ДОБРО.РФ Артем Метелев. – Первое – мы приняли закон, который убрал многие барьеры, мешающиезанятости подростков. Раньше нужно было собирать много справок, до восьми в некоторых регионах, проходить немалосогласований со службами опеки и занятости. Порой за период сбора справок заканчивалось лето, и работать было простоуже некогда. Сейчас на это уходит всего несколько дней,достаточно согласия одного из родителей и традиционной медицинской справки 086. Во-вторых, по предложению комитета, в недавно принятой долгосрочной стратегии в сфере занятости появился отдельный тематический раздел. Будем продолжать эту работу. Мы видим заинтересованностьсреди ребят. 91% несовершеннолетних, то есть практически каждый, хотят подрабатывать в свободное от учебы время. Они понимают, что это важно с точки зрения профориентации, ответственности, практических навыков, трудолюбия. Недавно появилось второе поручение Президента, согласно которому будем дополнительно стимулировать работодателей трудоустраивать подростков. Сегодня мы обсуждали, какими могут быть дополнительные стимулы. Например, реестр добросовестных работодателей, который снимет избыточный контроль со стороны генпрокуратуры и других проверяющих органов. При этом мы и сейчас видим готовность работодателей. На платформе «HeadHunter»количество вакансий для этой возрастной категории увеличилось за последнее время на 450%, такие же тенденции на платформах «Работа в России», «Авито» и других. Сегодняшняя молодежь взрослеет быстрее и раньше хочет выходить на рынок труда. Все цифры статистики в сфере занятости подростков и молодежи будут расти».
Один из пунктов повестки заседания был посвященпромежуточным итогам деятельности рабочей группы по вопросам трудоустройства, занятости, профориентации и предпринимательской деятельности молодежи при комитете Государственной Думы по молодежной политике. Основные результаты деятельности рабочей группы представил ее руководитель, заместитель председателя комитета по молодежной политике Михаил Киселев.
«Рабочая группа функционирует в динамичном режиме, мы провели уже 14 заседаний, плотно работаем со всеми заинтересованными участниками диалога, в том числе с работодателями, — сказал Михаил Киселев. – Рабочая группа инициировала ряд законодательных изменений, которые модернизируют эту сферу, позволяют внедрять налоговыельготы, увеличить долю вакансий для подростков и молодежи. Ведем деятельность в некоторых специальных областях, например, перечень работ, запрещенных для несовершеннолетних, устаревшие нормы предельно допустимых нагрузок для несовершеннолетних (нормы не обновлялись с 1999 года), правила предварительногомедицинского осмотра и др. Хочу поблагодарить всех, с кем мы сотрудничаем. То, что барьеры в этой сфере снижаются, говорит и о результатах нашей работы».
По итогам заседания обозначены перспективы дальнейшей межведомственной работы по формированию системы поддержки профориентации, трудоустройства и занятости подростков и молодежи от 14 до 18 лет и устранению барьеров, необоснованно препятствующих развитию этой системы.
В перечне таких перспектив работа по самым разным направлениям: создание справочника разрешенных для даннойкатегории должностей и функций; устранение коллизии, связанной с отсутствием в законодательстве понятия «стажер» (при наличии понятия «стажировка»); уточнение и усиление роли центров занятости; анализ необходимости создания многофункциональных центров профориентации в регионах; формирование механизмов взаимодействия работодателей со школьниками; пересмотр нормативов в сфере временной каникулярной занятости, занятости по выходным и праздничным дням; продолжение работы в сфере риск-ориентированного подхода; учет факторов мотивации, ожиданий и трудовой дисциплины самих юных работников.
Отдельное внимание участники заседания уделили вопросам контроля, прокурорского надзора и проверок работодателей, которые привлекают на работу несовершеннолетних. В 2022 году было выявлено 13 477 нарушений, в первом полугодии 2023 года – 7 252 нарушений в этой сфере. Самые распространенные серди них: отсутствие согласия органов опеки или родителей, ненадлежащее трудоустройство в каникулярный период, отсутствие трудовых договоров, непроведение вводного инструктажа, нарушение положения об оплате труда, трудоустройство в места с вредными условиямитруда.
В ходе обсуждения были рассмотрены некоторые лучшие региональные практики: практика налоговых стимулов, субсидий и конкурсов для работодателей, программы профориентации с родителями и сопровождаемоготрудоустройства, проекты в сфере занятости подростков в трудной жизненной ситуации, квотирование трудоустройства молодежи и др., представленные Москвой, Красноярскимкраем, Республикой Карелия, Омской и Тверской областями, ЯНАО, ХМАО, Кузбассом.
Также на заседании были рассмотрены итоги летней трудовой кампании трудоустройства несовершеннолетней молодежи от 14 до 18 лет, информация о ходе реализации единой модели профориентации, а также об итогах реализации и перспективах развития трека «Труд, профессия и свое дело «Найди призвание!».
Решения по итогам заседания включают рекомендации для федеральных органов власти, в том числе по верификации и методическому сопровождению трудоустройства и занятости несовершеннолетних. Также комитет в ближайшем будущемпланирует аккумулировать высказанные предложения по развитию платформы «Работа в России», сформулировать рекомендации по использованию приложения «Мой налог» ФНС, принять участие в разработке реестра добросовестных работодателей и целевых показателей в области молодежного предпринимательства.